Можно сказать, что съемочную группу на это кладбище привел старец Зосима, последний духовник Троице-Сергиевой Лав перед ее закрытием, о котором мы и задумывали снять фильм, - здесь покоится прах этого святого подвижника. Но только Господу ведомо то, как и почему основным сюжетом картины стала история жизни Тамары Павловны Кронкоянц. Неизвестно, откуда эта больная женщина, уверовав в Бога, пришла на немецкое кладбище (на момент съемок, в 1999 году, ей было семьдесят лет, после перенесенных болезней она с труд передвигалась), где двенадцать лет прожила в утлом железном вагончике. Здесь она стала настоящей хранительницей православных святынь и излечилась от своих недугов. На пожертвования и свою маленькую пенсию эта нищенствующая, больная женщина воздвигла часовню над могилой старца Зосимы, восстановила построенную в начале XX веке часовню хлебопромышленников Эрлангерс с фреской «Христос-Сеятель на водах» работы К.С. Петрова-Водкина (сегодня это действующая православная часовня, освященная патриархом Алексием II), привела в порядок немало заброшенных могил.
Документальное кино невозможно снять без контакта с героем. И этот контакт состоялся. Оказалось, что Тамара Павловна с ее поистине детской непосредственностью гораздо интереснее как собеседник, чем можно было предположить. Уверена, что она даже не осознала серьезности произошедшего с ней события. Для нее всё было просто: молодые ребята снимают фильм, а она, не утратив за свою нелегкую жизнь юношеского запала, была очень доброжелательна к молодежи.
Но вдруг начались неожиданности. У Тамары Павловны возник серьезный конфликт с администрацией, где она жила на территории кладбища, не имея на это никакого права, - и она исчезла. Такого поворота никто не ожидал. Помню, как мне позвонил очень расстроенный режиссер Сергей Роженцев и сказал: «Фильм не получится. Тамара Павловна пропала». Где она? Никто не мог дать ответа на этот вопрос. Шли месяц за месяцем, но она не возвращалась.
Съемочная группа и люди, знавшие Тамару Павловну, молились за нее и надеялись, что она жива. Но в то же время все испытывали сильный страх. В воздухе повис вопрос: что делать? Неужели предстоит закончить картину на том, как главную героиню изгнали с кладбища? Это как раз было в духе того времени. Только представьте, какой острый получился бы фильм по меркам девяностых! Женщина сделала столько добра ради святынь, а ее изгнали недоброжелатели. Картина привлекла бы зрителей своей трагичностью и остротой, как принято говорить. Но что-то подсказывало нам, что эта история только начинается. «Давайте искать Тамару Павловну, а там - как Бог даст», - решили мы и продолжили работу над фильмом.
И тогда оказалось, что «Прощеное воскресенье» не столько история человеческого подвига или журналистское расследование, сколько фильм о всепрощении.
Без испытаний ничего и ни у кого в этой жизни не происходит. Смысл нашего земного существования не столько в какой-либо деятельности и ее результатах, сколько в том, как мы идем по своему пути. И если Тамара Павловна сама отказалась от борьбы за начатое ею дело - это один финал, если смиренно ушла, потому что ее изгнали - другой, если озлобилась - третий... Вариантов могло быть много. Поэтому заканчивать фильм, не зная, к чему собственно пришла героиня, было бессмысленно. Картиной отснятый материал становится лишь тогда, когда зритель видит не сухие факты или замысловатые жизненные перипетии, а то, как герой проходит через все эти обстоятельства.
Ваша героиня нашлась?
Да. Оказалось, что она искала успокоения у своего духовного отца архимандрита Георгия в Почаевской Лавре, который подсказал, как она должна поступить: вернуться в Москву на Введенское кладбище, попросить у своих обидчиков прощения, а после этого навсегда уйти с кладбища.
Режиссер фильма Сергей
Роженцев беседует с
Тамарой Павловной Кронкоянц
Никто не был готов к такому повороту событий. Наши молодые энтузиасты, так самоотверженно работавшие над картиной, успели проникнуться сочувствием к Тамаре Павловне и пришли в ужас, хотели даже воспрепятствовать ей идти на это унижение - просить прощения у людей, которые лишают бездомных крова. Но она всё-таки сделала так, как благословил духовник, и на Прощеное воскресенье попросила прощения перед всеми, кто находился в храме.
В самом конце фильма, уже после того, как Тамара Павловна попросила прощения у всех, кто ее обидел, она признается: «Ах, как трудно было». Это очень серьезный и глубоко духовный вопрос, в самом корне которого тесно сопряжены такие основополагающие понятия Православия, как любовь и жертвенность. Многие зрители, посмотрев фильм, искренне переживают за Тамару Павловну, сочувствуют ей, но при этом, подобно нам в свое время, чистосердечно недоумевают: «Зачем ей было просить у своих обидчиков прощения?» Мне кажется, что Господь и старец Зосима послали нам этот сюжетный ход для того, чтобы все мы задумались над важностью покаяния и прощения.
Что же в духовном смысле означал поступок Тамары Павловны? Мы видим в нем жертву. А Православие - и есть жертвенность. Переступить через гордыню. Подняться над плохим. Не растаптывать других, обвиняя, а показать людям, что ты их уважаешь. Тогда и от них можно будет ждать положительных перемен. Об этом и рассказывает зрителям наша картина, в этом и заключается ее главная нравственная идея. Не случайно зрители часто утверждают, что фильм непостижимым образом пробуждает в них человечность - и ты понимаешь, что нужно прощать и просить в день Прощеного воскресенья.
Принимал ли участие в работе над картиной кто-либо из священников?
Фильм «Прощеное воскресенье» делался без малейшей цензуры. Нас никто не ограничивал, никто не вмешивался. Однако мы понимали, что недостаточно ориентированы и грамотны в Православии, можем допустить, прикасаясь к его глубинам, неверные шаги. И Господь послал нам консультантом фильма игумена Киприана (Ященко). Мы ему бесконечно благодарны - не только за советы, но и за молитвенную поддержку и духовное окормление. Нельзя не поблагодарить и отца Георгия (Бреева), духовника Москвы, за его безоглядное доверие к нам и помощь. За то, что он, разделяя наши трудности, снялся в нашем фильме.
Я часто думаю над тем, что сюжет фильма был послан свыше. Но нас по-настоящему смущают те моменты, когда зрители оказываются не готовыми к православному восприятию жизни. Печалит то, что многие начинают превратно воспринимать Тамару Павловну как святую. А не нужно этого делать! Мы рассказываем историю о женщине, которая, однажды обретя православный путь, тем самым спасает свою душу, и призываем таким образом задуматься о главном - спасении своей души. Для кого-то этот путь раскроется в служении больным и слабым, для кого-то - в воспитании своего ребенка. Важно, чтобы человек осознавал: то, как мы живем, как поступаем, чем дышим - это шаги на пути ко спасению или погибели. Только осознав это, возможно превзойти земную логику и понять смысл фильма «Прощеного воскресенья».
На протяжении почти десяти лет, прошедших с момента выхода фильма, мы бываем с нашей лентой в разных приходах, и часто получаем положительный отклик и благословение священноначалия. А не так давно к ее распространению подключилась Московская Патриархия, о картине сказал по телевидению к нашему удивлению и счастью Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В фильме звучат песни популярного барда Сергея Трофимова. Это довольно неожиданный ход...
Песни поэта, барда и композитора Трофима (Сергея Трофимова) в нашей ленте - заслуга Сергея Роженцева. Соединение православной тематики с его довольно своеобразной лирикой стало неожиданным для всех нас. Даже скажу больше: это противоречило всем представлениям о том, каким должен быть православный фильм. Однако участие Трофима, абсолютно безвозмездное (за отсутствием средств каждый из нас вкладывал в работу всё, что мог, ничья работа в студии не оплачивалась), - только помогло фильму. Возможно, благодаря этим песням картина привлекает и людей далеких, как им кажется, от Бога. Монахи из Троице-Сергиевой Лавры и служители разных храмов говорили нам, что после просмотра «Прощеного воскресенья» в храмы проходит очень много молодежи.
Как Вы относитесь к популярности картины?