Протоиерей Михаил Дудко
Чудотворец преславный
Несмотря на то, что святитель Николай Мирликийский, чью память Церковь чтит 19 декабря (6 декабря по старому стилю), жил и подвизался вне пределов нашей страны, ни один из отечественных подвижников не может сравниться с ним по народному почитанию и любви. Образ его чрезвычайно притягателен в силу яркости и разнообразия его жизни и служения. Великий святитель был не только архипастырем, оградителем церковного благочестия, защитником правоверия. Он покровительствовал правителям и защищал бедняков, заступался за попавших в беду, выручая людей из обстоятельств, зачастую кажущихся неодолимыми, при этом иногда не ожидая призыва о помощи, но сам поспешая даже к тем, кто не смел воззвать к Богу, сознавая свое недостоинство.
И.Е.Репин «Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных»
Такой образ не мог не понравиться нашим благочестивым предкам, почитание его было распространено настолько, что давало повод заезжим иностранцам обвинять русских в обожествлении Николая Угодника. Вот слова одного итальянца, Александра Гваньини, который бывал в России почти пять веков назад, в середине XVI века: «Среди прочих святых они более всего чтят Николая Угодника и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах». Возможно, со стороны не знавшего языка и религиозной культуры нашей страны путешественника такое описание выглядело правдоподобным, однако, конечно, ни о каком обожествлении речи не шло даже у самых неграмотных. А вот почитание было беспрецедентным даже для православных стран, славящихся любовью к святым подвижникам.
В честь святителя было освящено большое число храмов, его именем крестились дети, праздники в его честь в дореволюционной России считались неприсутственными днями и собирали огромное количество прихожан. Если в храме заведено читать акафист Николаю Угоднику (обычно это делается по четвергам, особо посвященным церковным уставом памяти великого святителя), то эта служба неизменно посещается множеством молящихся, некоторые из которых берут на себя подвиг бывать на акафисте каждую неделю.
Пожалуй, нет ни одной церкви, в которой не было бы его образа, перед которым всегда горит много свечей. Иконописцы в силу таланта стараются передать сияние святости, о котором Симеон Метафраст говорит следующее: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева».
Житие святителя повествует, что он родился в Малой Азии в римской провинции Ликия в III веке от благочестивых родителей христиан и всю жизнь посвятил самоотверженному служению Церкви Христовой. Образование его и раннее окружение было проникнуто влиянием греческой культуры, но оставалось христианским по содержанию. Родители его были людьми состоятельными, однако богатство никогда не влекло к себе святого и он раздал деньги беднякам.
Святитель был свидетелем страшного гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом в самом начале IV века и продолженного Галерием в восточной части империи, но главные годы его святительства пришлись на сравнительно мирное правление Аициния. Церковная жизнь Малой Азии стремительно развивалась, в храмы устремились люди, прежде боявшиеся быть замученными за одно именование себя христианами, и предпочитавшие молиться тайно. Святитель Николай был архиереем в Мирах. Современное название города - Демре. Он располагается в курортном месте на побережье современной Турции. Уже при жизни чрезвычайно любим пасомыми, а также пользовался огромным уважением даже у людей, не считавших себя членами Церкви. Последних впечатляла его широкая благотворительность.
Впрочем, святитель мог быть и довольно жестким. Например, ему приписывают инициативу разрушения нескольких языческих храмов на территории вверенной ему епархии. Широко известна и история с «заушением» еретика Ария на Первом
Вселенском Соборе, состоявшемся в Никее в 325 году.
Святитель Николай особенно известен как покровитель путешествующих и, особенно, плавающих по морю. В некоторых вариантах жития святителя утверждается, что он учился морскому делу. По крайней мере, несколько известных его чудес связанно именно с моряками. Он усмиряет стихию, воскрешает погибшего матроса, направляет сбившиеся с пути корабли к тихой гавани. На судах флота Российской империи непременно находилась хотя бы одна икона Николая Угодника, как особого покровителя всех, кто занимается морским делом.
Усмирение диких обычаев и нравов в то время, как впрочем и в наше, было непростой, но необходимой обязанностью любого священнослужителя. Каждый, кто читал историю о некоем отце, решившем отдать дочерей «в дом блуда», чтобы прокормиться, не может не придти в возмущение царившими
то время нравами. Святитель Димитрий Ростовский, подобно описывая события, замечает, что святитель Николай о своему великому милосердию не только не поддался возмущению, но «услыхав о крайней бедности того мужа и Божиим откровением узнав о его злом намерении, почувствовал нему глубокое сожаление и решил своею благодетельною рукою извлечь его вместе с дочерьми, как из огня, из нищеты
греха». При этом, чтобы не смутить несчастного главу семьи, но раз за разом тайно подкидывал узелки с золотом в окошко е только спасая всех от греховного падения, но и позволив девицам благополучно выйти замуж с небольшим приданым. Говорят, что на Западе отсюда пошел обычай подкидывать рождественские подарки в камин, уверяя детей, что их забросил через трубу Санта Клаус, то есть, святитель Николай.
Чудес Николая Угодника, выражаясь словами акафиста, нельзя исчести», то есть, невозможно сосчитать. То он является царю, устрашая его наказанием за неправедную казнь воевод, то смело вырывает меч уже занесенный палачом над главой невинно осужденных, то изгоняет беса, препятствовавшего паломникам достигнуть Святой Земли, то обращает множество неверных к познанию Христовой веры, будучи для них, как говорится в его тропаре, «образом кротости».
Первый храм в честь святителя, судя по всему, был построен довольно рано. Царственным покровителем постройки в Константинополе был широко известный своим усердием к возведению церквей император Юстиниан. Вскоре посвященные Николаю Угоднику храмы появились повсюду. Мощи же его оставались до XI века в Мирах и только в 1087 году были перевезены итальянскими купцами в город Бари, где и почивают по сей день. Место это было наряду с Иерусалимом и Афоном одной из целей паломничества дореволюционной России. Сейчас традиции возрождаются, тем более что в прошлом году комплекс построек Подворья Русской Православной Церкви был передан итальянскими властями нашей стране.
Заключим словами святителя Димитрия: «Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки».
Женский православный журнал "Славянка", ноябрь/декабрь 2010
|