Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Не успели закончиться дни праздничные, святочные, как уже подходит время Великого поста. И это — прекрасное, замечательное время, которое мы все любим, — время покаяния, когда начинают петь этот дивный молитвенный гимн «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Ты «отверзи», потому что самим нам трудно каяться, трудно осознать и почувствовать себя бессильными и нищими, несостоятельными перед Богом.
И поэтому Церковь вновь открывает перед нами драгоценную страницу Евангелия, где рассказано о двух молившихся людях: о праведнике и грешнике. Праведником был фарисей, человек благочестивый, исполнявший заповеди, предписанные Законом. И он был уверен, что этим он как бы сквитался с Господом Богом и теперь может предъявить Ему счёт, что он всё выполнил и сделался выше других людей. Он молился с чувством самодовольства и гордыни, забыв, что там, где гордыня, там рядом и осуждение. Поглядывая на стоявшего сзади мытаря, фарисей говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой негодяй, как этот человек». Чувство собственной праведности, собственного превосходства распирало его, и он стоял перед Богом гордый, довольный собою. Казалось, ему было, чем гордиться: посты он соблюдал, на Храм жертвовал, особых грехов не совершал, – ну чистый праведник! Он стоял перед Богом, но в то же время был от Него так далёк, — потому что он был доволен собой, успокоился, и его душа не приближалась к Господу.
Казалось бы, и слова-то он говорил благочестивые: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как иные разбойники, прелюбодеи и грешники». Он благодарил Бога, понимая, что всё это ему дано от Него, но гордился, будто он сам это завоевал.
В ветхозаветные времена люди молились не в самом храме, а в храмовых дворах. Так вот, фарисей стоял впереди, а мытарь где-то у ворот, опустив голову, не поднимая глаз, потому что гордиться ему было нечем. Он только повторял: «Боже, милостив будь ко мне, грешному», потому что он искал у Бога не справедливости, а только милосердия. Он понимал, что по справедливости не может оправдаться перед Богом. Какие у него были грехи, кроме его скверной профессии (он собирал налог в пользу чужеземных завоевателей), мы не знаем, но мытарь чувствовал себя недостойным и только говорил: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».
Свой рассказ об этих людях Господь Иисус закончил так: «Эти два ушли из храма, но оправдан был мытарь и грешник, а не фарисей и праведник». Мы можем удивиться! Как же так? Получается, что человек, соблюдавший заповеди, оказался далёк от Бога, а грешник был оправдан Господом и принят? В том-то и дело, что ни один человек не может выполнить всё и своими силами стать совершенно чистым от какого-либо греха. И ещё одно: человек, который выполняет заповеди внешне, а в сердце сохраняет гордыню, осуждение и злобу, всё равно стоит от Бога далеко. От Бога нельзя «откупиться» ни постами, ни жертвами, потому что, как говорит нам псалом, «жертва Богу — (это) дух сокрушённый», то есть это печаль о своих грехах, и «сердца сокрушённого и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19), — то есть не презрит и не отвергнет.
И снова мы спросим: как же нам быть? Неужели, видя, что усилия фарисея были напрасны, мы должны отбросить соблюдение заповедей, а просто жить, как придется, грешить и потом у Господа просить прощения? Нет, конечно. Совсем другое имел в виду Спаситель, рассказывая эту притчу. Надо стремиться, стараться, прилагать усилия, каждый день и каждый час бороться с собой, со своими грехами, падать, вставать, снова падать, снова вставать и достигать чего-то... При этом важно сознавать, что завтра мы можем всё это потерять, и вновь надо будет бороться, не ослабевая, но помнить: по справедливости мы всё равно недостойны, а принимает нас Господь по своему милосердию. И поэтому никакого успокоения, никакой гордыни не должно быть у нас. Тот, кто остановился, — уже не может двигаться к Богу. Тот, кто сказал себе: «Вот, я достиг всего, что нужно, я никого не убивал, не грабил, не нарушал никаких других заповедей, всё у меня хорошо», — такой человек не придёт к Господу. Нам следует всегда чувствовать, что мы от Него далеки, всегда жаждать приблизиться к Нему, чтобы любовь к Господу двигала нами, чтобы мы стремились — даже когда мы бессильны и падаем — всё равно идти к Нему, повторяя слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Это — оправдание не по Закону и не по правде (справедливости), а по Божией любви. Наше желание прийти к Нему встречается с Его желанием принять нас.
Через эту притчу мы понимаем, что имел в виду апостол Павел, когда говорил, что человек спасается, то есть приобщается к Богу, не делами (Моисеева) Закона, а только верою в Господа Иисуса Христа (Гал.2:16). Вновь повторяю: нужны и дела, и усилия по борьбе с грехом, но никогда не надо думать, что мы усовершенствуем себя только своими силами. Благодать Божия, милующая, прощающая, спасающая — вот наша надежда. Мы не на себя уповаем, а на Него; мы трудимся, но знаем, что в итоге всё зависит от Его спасения. И поэтому приходим к смирению, которое не осуждает, смирению, которое живёт в нашем сердце, рождая простоту, скромность и трезвое видение себя в ясном свете. И в этом смирении, в этой надежде будем теперь повторять слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному»! Аминь.
azbyka.ru
|