Время, выводящее нас из привычного потока жизни
Я только еще воцерковляюсь. Знаю, что на Страстной Седмице все службы — особые. И все же сейчас у работающего человека не получится ходить в храм на каждую службу. Ответьте, пожалуйста, на какие из них все же нужно сходить обязательно?
Какие службы Страстной Седмицы наиболее важны, и какие из них христианину желательно постараться посетить? Такой вопрос священнику задают каждый год, на него возможен только один ответ — действительно, все службы Страстной важны и необходимы для того, чтобы прочувствовать исключительность этой недели в жизни Православной Церкви. Священники, богословы, просто ревностные христиане не устают каждый год напоминать себе и друг другу о том, что мы не просто вспоминаем то или иное событие из последних дней земной жизни Спасителя (например, Великий Четверг так и называется в церковном календаре — Воспоминание Тайной Вечери). Страстная Седмица — это не история, рассказанная поэтическим языком молитв и песнопений. Она, как и всякое богослужение в Церкви,— над историей: то, что совершается (предательство Христа Иудой, Его мучения, Распятие, насмешки иудеев, погребение), совершается сейчас, и мы, присутствующие нà богослужении, не зрители, а свидетели, призываемые судом своей совести к ответу: на чей стороне наше сердце в данный момент? Песнопения, которые мы слышим на Страстной, бывают действительно как бы повествовательными, изображая тот или иной эпизод евангельской истории, но есть среди них и глубоко личностные, от первого лица, когда кажется, что это не хор поет, а непосредственно твоя душа обращается к Богу: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…», «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…».
Конечно же, особо выделяется в этом смысле служба в четверг вечером, когда совершается последование утрени Великого Пятка с чтением Евангелия о страданиях Христа и стихирами, посвященными этому самому духовно напряженному дню церковной жизни. Общий же характер Страстной Седмицы, понятный как для воцерковленного христианина, так и для только переступившего порог Церкви, можно было бы выразить словами одного из песнопений это службы: Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас (1 антифон утрени Великого Пятка). Страстная Седмица — это действительно время, выводящее нас из привычного потока жизни, указывающее на то, какое попечение должно быть для нас главным.
Назовем несколько важнейших служб Страстной Седмицы.
В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в саду Гефсиманском. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого Четвертка: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
В этот день служится литургия Василия Великого, которая вся посвящается воспоминанию установления главного Таинства Церкви — Святого Причащения. Поэтому литургическое евангельское чтение Великого Четверга составлено из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами. А вместо обычной «Херувимской» во время Великого входа за литургией распевается молитва, которую мы читаем каждый раз перед причастием: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Эта же молитва поется в Великий Четверг во время причащения духовенства в алтаре и при причащении народа в храме.
Великий Пяток посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Начинаются богослужения Великого Пятка в четверг вечером, когда совершается последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным там Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение поста — чтение Страстных Евангелий.
Утром Великого Пятка совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Причем они проходят по тому же чину, как и в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Литургии в этот день не положено совершать в знак скорби христиан о величайшем злодеянии — распятии Богочеловека.
Обычно около двух часов пополудни служит вечерня Великого Пятка, за которой, как на литургии, читаются и Апостол, и Евангелие. Довольно продолжительное евангельское чтение посвящается подробному, составленному из трех евангелистов, повествованию об осуждении Спасителя на смерть, Его Крестном пути на Голгофу, самом Распятии Господа и о том, что случилось сразу после него. Причем евангелисты передают нам даже реакцию неживой природы на Крестную смерть Спасителя: тьма была по всей земле… завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27, 45, 51, 52).
По окончании вечерни совершается Чин выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение настоятелем трогательного канона «о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение и целование святой Плащаницы, во время которого обычно поют умилительную стихиру о положении Господа во гроб: «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного…».
В пятницу вечером (17-18 ч.) совершается также утреня Великой Субботы — служба погребения Господа. Она содержит в своем составе чтение так называемых Непорочных — стихов из 17 кафизмы (названных так по первым словам 118 псалма: Блаженни непорочнии…), перемежающихся с особыми похвалами Спасителю. Эта служба завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма при пении погребального Трисвятого.
Утром в Великую субботу также служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней, но это совершенно особое богослужение в непохожий ни на один другой день церковного года. Христос уже покинул Свой гроб и сошел в ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость и со страхом взирает на долгожданное разрушение ада. Великая Суббота — это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом.
Лучше всего настроение Великой Субботы отображено в исполняемой на литургии вместо «Херувимской» благоговейной песни: Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет…
На вечерне, перед началом этой литургии, читаются 15 паремий (отрывков из ветхозаветных книг), в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных. После Апостола, вместо обычного «Аллилуиа» поются семь стихов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре. В белом одеянии, стоя перед Плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея, повествующую о событии Воскресения Спасителя, и это уже прямое указание на грядущую в предлежащую спасительную ночь радость Пасхи.
Иеромонах Дорофей (Баранов)
http://www.eparhia-saratov.ru/
|