Торжество Православия
Каждая неделя Великого поста имеет свое название в отличие от прочих недель года. В первое воскресение Великого поста мы празднуем почитание икон, праздник называется: Торжество Православия
Церковь отстояла право и возможность поклоняться иконам Христа и Божией Матери, Ангелов и святых людей. Церковь отстояла истину Боговоплощения: что Бог являет Себя, Он пришел к нам в облике Христа. Сейчас мы видим Его на иконе. Торжество Православия – это победа православных людей над иконоборцами, которые считали икону идолом. Мы же поклоняемся не холсту и краскам, а тому, кто изображен на иконе.
Тропарь
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Смысл тропаря в том, что человек благодарит Господа за Его подвиг: Он принял страдания на Кресте, чтобы избавить нас от страстей и искушений, исходящих от соблазнителей.
25 февраля
Икона Божией Матери «Иверская»
Иверская икона Божией Матери ныне находится на Святой горе Афон в Греции, а в IX веке хранилась у благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Во время иконоборчества нечестивые пришли в ее дом, и один воин ударил копьем в лик Богоматери. Из щечки Пречистой Девы обильно истекла кровь. Вдова попросила воинов подождать до утра, пообещав им деньги, а сама с трепетом и надеждой ввергла чудотворный образ в море.
Ее сын, приняв монашество на Афоне, стал свидетелем, как чудотворная икона появилась, сияя, в море у берега. Монах Гавриил по велению Богородицы, принял образ в свои руки, идя по воде, как по суше. Образ был с молитвой поставлен в храме, но на другой день оказался над воротами обители, и это повторялось несколько раз, пока Пречистая Дева сама не сказала, что явилась быть хранительницей монастыря и предрекла: до тех пор пока икона будет находится в монастыре, до тех пор и обитель будет неврежденной.
25 февраля
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси
Святитель Алексий (в миру Елевферий) жил в XIV веке. Двадцати лет он поступил в московский Богоявленский монастырь, где и постригся с именем Алексия. Через 20 лет он был посвящен в епископа Владимирского, а затем Патриархом Константинопольским - в митрополита Киевского и Владимирского.
Слава его как великого молитвенника и чудотворца распространилась по всей Руси. О нем знали даже в Золотой Орде, где, по требованию правителя, св. излечил ханшу Тайдулу от слепоты. Был он опекуном и наследника Димитрия (Донского), и возглавлял боярскую думу. Скончался святитель в 1378 г. Ныне нетленные его мощи почивают в Богоявленском соборе в Москве.
***
Отовсюду толпы матерей Несли к Спасителю детей, Чтоб Он коснулся их… И много Детей бывало тех, а Он Трудами дня был утомлен. И, вот, детей, порою строго, К нему Его ученики Не допускали до порога. Но Он движением руки Привесть детей им приказал И, негодуя, им сказал, Что в царство Божье в целом свете Войдут лишь те, кто был, как дети, Страстей не зная за собой, Чист кротким сердцем и душой. И что детям нельзя мешать К Нему идти, Его искать… И, так сказав, Источник сил, Детей обняв, благословил.
Автор неизвестен
Детям о Великом посте
Однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был одержим злым духом. Этот человек уже приводил своего сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спросили Его:
- Почему мы не могли освободить больного от злого духа, мучившего его?
Иисус ответил им:
- Духа зла можно изгнать только молитвой и постом. (Мк. 9, 17-29).
Мы знаем, что молиться значит обращаться к Богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу, христианину было бы очень трудно жить. Но нам иногда кажется непонятным, что значит пост и почему надо поститься.
Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни. Когда наступает пост, мы стараемся больше молиться, чаще ходить в церковь, углубляться в церковную жизнь, отказываться от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. Эта еда, или удовольствия сами по себе не плохие, не грешные. От плохого надо всегда удерживаться, а постом мы стараемся отказываться от такого, что в другое время мы не считаем плохим. Почему мы это делаем?
Поститься - значит учиться подчинять, покорять, заставлять слушаться в себе то, что "мне хочется", тому, что "я должен", подчинять свое тело своей душе. Мы все бываем иногда плохими, недобрыми, но мы стараемся быть хорошими, стараемся быть такими, какими нас учит быть Господь Иисус Христос. А это не так легко, это не дается само собой и требует от нас многих усилий. Когда мы постимся, отказываемся от той еды, которую особенно любим, или от удовольствий и развлечений, заставляем себя делать то, что нам не легко, то укрепляем наши силы в борьбе духа с телом. Как спортсмены или атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога.
Поститься не значит только не есть скоромное (т.е. мясо, масло и молоко). Поститься надо смиренно, не хвастаясь этим, не осуждая тех, которые не постятся.
Иисус Христос сказал: "Когда поститесь, не будьте унылы (грустны, скучны), как лицемеры (притворные, неискренние люди), которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое (т.е. будь радостным), чтобы поститься не перед людьми, а для Бога". А великие святые нашей Церкви учат нас, что поститься надо незаметно для других. Лучше даже съесть что-нибудь не постное, чем осудить или обидеть другого человека, который не постится.
О ЛЕСТВИЦЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА
1-я неделя
Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста церковь вспоминает, как кончилось гонение на святые иконы в 9 веке.
2-я неделя
Свят. Григорий Палама
Во 2-е воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу (14 век), учившего о том, как Дух Святой просвещает человека во время земной жизни.
3-я неделя
Вынос Креста
Чтобы укрепить нас в трудах Великого поста, за всенощной, в конце 3-й недели на середину церкви выносят Святой Крест для поклонения.
4-я неделя, крестопоклонная
Св. Иоанн Лествичник
Св. Иоанн Лествичник жил на горе Синай в 6 веке и учил, что духовная жизнь - лестница, ведущая к Богу.
5-я неделя
Св. Мария Египетская
В пятое воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Марию Египетскую, покаявшуюся грешницу, проведшую 40 лет в пустыне.
6-я неделя
Страстная. Вход Господа в Иерусалим.
Народ радостно приветствовал Христа, когда Он шел в Иерусалим на страдания.
|