18 января
Крещенский сочельник
Накануне праздника Богоявления соблюдается такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по уставу Церкви разрешается только одно блюдо – сочиво. Крещенским сочельником заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова.
Празднество Крещения Господня предваряет сочельник, в который после великой вечерни происходит первое великое освящение воды. Этот таинственный момент знаменует собой одухотворение и преображение не только водной стихии, но всех стихий вообще. Теперь весь тварный мир имеет высокую причастность Царству Небесному, Царству Божию. Крещенская вода есть агиасма (греч.) – величайшая святыня, обладающая великой силой. Испокон века на Руси чудесный чин освящения воды в Крещенский сочельник проводился не только в храмах, но и на открытых водных пространствах, где воистину человек видит как бы сообщение между собою всех стихий при главенстве воды. После того как Сам Творец Своим присутствием очистил и освятил воду, изгнав из нее демонов, все иное естество получает через воду очищение и великую охрану, ибо водою все омывается, все очищается и все питается.
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский
19 января
Крещение Господа нашего Иисуса Христа.
В Крещение во всех православных храмах совершаются водосвятные молебны, а некоторые священники вместе с приходом идут крестным ходом к ближайшей речке или озеру, чтобы освятить там воду. Там, где водоемы замерзли, готовят по этому случаю специальные проруби в форме креста.
Для того, чтобы нам с вами понять, почему в этот праздник такое внимание уделяется воде, давайте вспомним само это событие, которое произошло почти два тысячелетия назад.
Перед тем, как выйти на общественное служение, Господь Иисус Христос пришёл на реку Иордан к Иоанну Крестителю. Иоанн Креститель, или как его еще называют – Предтеча Господень, был пророк, то есть – человек, которому Господь открывал грядущее. По промыслу Божьему он родился чуть раньше Иисуса Христа. К тому времени, как повествует Евангелие, он жил в пустыне и проповедовал покаяние и скорый приход Спасителя в мир.
«Покайтесь!» – говорил он, – «Потому что приблизилось Царство Небесное!» Всех кающихся он крестил, то есть омывал, в водах реки Иордан. И вот Сам Иисус Христос пришёл принять крещение. Увидев Его, Иоанн, почувствовал недоумение: Сам Господь пришёл креститься от него, простого смертного, который недостоин даже развязать ремень на обуви Спасителя?
– Так нам надлежит исполнить всякую правду! – ответил на его недоумение Господь.
Тогда Иоанн возложил руку на голову Спасителя и совершил погружение в воду. И только лишь Спаситель восстал из воды, как разверзлись Небеса. Дух Божий в виде голубя спустился на Него, а голос Бога Отца сказал с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение!»
В чём же смысл и значение этого события?
Мы знаем, что именно после крещения Иисус Христос начал своё общественное служение, то есть стал открыто учить народ. Может быть, Ему надо было перед этим покаяться и очиститься от грехов? Нет! Христос совершенно безгрешен, каяться Ему не в чем. Приняв водное крещение, Он установил Таинство Крещения и показал нам, ЧТО мы должны в первую очередь сделать, чтобы стать христианами – КРЕСТИТЬСЯ!
Это первое церковное таинство, в котором мы участвуем, если хотим быть со Христом! Оно чрезвычайно важно, ведь в нём мы отрекаемся от лукавого, сочетаемся со Христом, умираем для греха и рождаемся для жизни вечной.
Не случайно крещение называют вторым рождением. В нём Господь призывает нас стать сынами Божьими, стать Ему родными. Понимаете, ребята, какая это честь и ответственность! Как важно помнить об этом родстве всю жизнь, не растерять величайшую благодать, данную нам при крещении. Если мы нарушаем обещание данное нами (или нашими крестными вместо нас) Богу при Крещении, то от нашего христианства остается только одно название, пустой звук.
Но давайте снова вернёмся к событиям Крещения Господня. В тот день человеку были открыты все Три Лица Святой Троицы – Бог Отец говорил с небес, Бог Сын крестился и Бог Святой Дух сходил в виде голубя. Это откровение называют Богоявлением и поэтому сам праздник Крещения Господня еще называют Богоявлением.
И, наконец, о воде. Поскольку крестился Сам Сын Божий, то, конечно же, воды Иордана освятились Божественною благодатью. В память об этом и освящается по всем храмам вода. Ее благоговейно хранят обычно в течение всего года, и она никогда не портится и действенно помогает от недугов душевных и телесных.
С Великим Праздником вас, дорогие друзья. Храни вас Господь!
Божий путь
Спокойно лоно светлых вод;
На берегу реки – Предтеча;
Из мест окрестных, издалече
К нему стекается народ.
Он растворяет упованью
Слепцов хладеющую грудь;
Уготовляя Божий путь,
Народ зовет он к покаянью.
А там спускается с вершин
Неведомый, смиренный странник,
Грядет Он, Господа избранник,
Грядет на жатву Божий Сын.
В руке лопата: придет время,
Он отребит Свое гумно,
Сберет пшеничное зерно,
И в пламя бросит злое семя…
Кн. Вяземский
О святой воде.
Богоявленская вода – это чудо Божие, посрамляющее врагов Христовых. Принесенная из храма, она годами стоит совершенно чистой и свежей.
Крещенской водой окропляют больных, пользуются ею при освещении, окроплении жилищ, домашнего скота, огорода.
И вообще Святая вода, можно сказать, омывает всю нашу жизнь. Радостно стоять в церкви при молебне с водосвятием. Призываются на помощь все святые и ангелы Господни, читается Евангелие, троекратно в водосвятную чашу погружается крест, горят свечи по краям чаши.
– Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое… – возглашает священник.
И церковный хор, и все молящиеся подхватывают:
– …победы православным христианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.
Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.
Будет очень хорошо, если в праздничный день вы с мамами или бабушками постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, похожей на ту, которую мы с вами сегодня рассматривали, и набрать Крещенской воды.
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.
Виктор Афанасьев
Крещение
(рассказ)
В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоет: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи". Гришка не поверил и обозвал меня "баснописцем". Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В слезах пришел домой. Меня спросили: — О чем кувыкаешь?
— Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов ничего не поняли. — Нагрешник ты, нагрешник, — сказали с упреком, — даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки!
—Да я же ведь за дело Божье вступился, — оправдывался я.
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма!
Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово "агиасма" слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала:
— Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год.
В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет — точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор.
Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали "пророчества". Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: "Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой"...
Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово "вода". Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы...
При пении "Глас Господень на водах" вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи.
— Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздается, а Гришка не верит... Плохо ему будет на том свете!
Я искал глазами Гришку, чтобы сказать ему про это, но его не было видно.
Священник читал молитву "Велий еси Господи, и чудна дела Твоя... Тебе поет солнце. Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды... Тебе слушает свет..."
После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленский тропарь "Во Иордани крещающуся Тебе Господи, тройческое явися поклонение", и всех окропляли освященной водою.
От ледяных капель, упавших на мое лицо, мне казалось, что теперь наступит большое ненарадованное счастье, и все будет по хорошему, как в день Ангела, когда отец "осеребрит" тебя гривенником, а мать пятачком и пряником в придачу. Литургия закончилась посреди храма перед возженным светильником, и священник сказал народу:
— Свет этот знаменует Спасителя, явившегося в мир просветить всю поднебесную!
Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась весна.
Так же как и на Рождество, в доме держали "дозвездный пост". Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу — навечерницу. Печеную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и сладкую, медом заправленную кашу. Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению. Началось оно по рождественскому — великим повечерием. Пели песню: "Всяческая днесь да возрадуется Христу явльшуся во Иордан" и читали Евангелие о сошествии на землю Духа Божьего.
После всенощной делали углем начертание креста на дверях, притолоках, оконных рамах — в знак ограждения дома от козней дьявольских. Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным, а девушки "величают звезды". Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несет пирог, якобы в дар звездам, и скороговоркой, нараспев выговаривают:
— Ай, звезды, звезды, звездочки! Все вы звезды одной матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещеному, сряжайте свадебку для мира крещеного, для пира гостиного, для красной девицы родимой.
Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоет полнощная вода...
Мать "творит" тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в березах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном "численнике" покажется красная цифра 6, и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово: "Богоявление". Завтра пойдем на Иордань!
|